Оксана Анатольевна Троицкая

Начальник Лежневского районного отдела образования

Оксана Анатольевна Троицкая

Дети с ОВЗ

 

Обучение батей с инвалидностью в школе.

Что такое инклюзивное образование и как им воспользоваться?

В России возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, закреплена в Федеральном законе N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Дети с инвалидностью имеют право учиться в одном классе вместе с другими и могут быть полностью включены в общий образовательный процесс.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует ключевые аспекты реализации права детей с инвалидностью на образование, а также вопросы их приема и обучения.

в п. 27 ст.2 оговаривается понятие инклюзивного образования - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Это означает, что дети с инвалидностью обучаются не в отдельной школе или даже классе, а вместе с другими детьми. По возможности они выполняют те же задания что и остальные, в том числе на уроках физкультуры и технологии. Ребенок максимально включен в образовательное пространство, выполняя отдельные спецзадания по необходимости.

Обучение детей с инвалидностью может быть как инклюзивным, так и интегрированным или специальным (коррекционным).

Важно отметить, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, согласно п. 16 ст. 2, это не только люди, имеющие инвалидность. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии (подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное), так и в отдельных классах, группах (интегрированное) или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (коррекционное).

Какие существуют особенности в образовании для детей с инвалидностью. Организация обучения людей с инвалидностью описывается отдельно в статье 79. Здесь закрепляется обязанность образовательных учреждений создавать специальные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья. Специальные условия - это особые программы и методы обучения, учебники, технические средства, предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора при необходимости), проведение коррекционных занятий, а также обеспечение беспрепятственного доступа в здание, доступ к информации. Также оговаривается, что обучение людей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для людей с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. 

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: 

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 № 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" 

Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" 

Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.07.2016 № 07-3199 "Об обеспечении условий доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с ОВЗ"

Приказ Департамента образования ивановской области от 22.06.2018 № 1032-о "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях" 

Приказ Лежневского районного отдела образования от 30.12.2015 № 301 "Об утверждении Положения по организации освоения программы общего образования вне образовательных организаций (в форме семейного образования и самообразования) в Лежневском муниципальном районе"

Приказ Лежневского районного отдела образования от 29.12.2017 № 363 "Об утверждении Положения об обеспечении получения инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях  Лежневского муниципального района"

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.06.2016 № 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому"

Статья 79 "Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

 

ПАСПОРТА ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЛЕЖНЕВСКОГО РАЙОНА: 

МБОУ Лежневская СШ № 10

МБОУ Лежневская СШ № 11

МБОУ Ново-Горкинская СШ

МБОУ Чернцкая СШ 

МКОУ Шилыковская СШ

МКОУ Кукаринская ОШ

МКОУ Воскресенская ОШ 

 

Что нужно дли поступления ребенка с инвалидностью в школу

•     Во-первых, нужно проконсультироваться со специалистами районного отдела образования, чтобы заранее определиться с формой обучения, возможностями ребенка и необходимы ли ему специальные условия.

•     Затем нужно получить заключение медицинской организации (при необходимости). Это может быть заключение для обучения на дому при наличии заболевания из соответствующего перечня. Или по любым другим медицинским ограничениям, касающихся условий обучения.

•     После этого определиться с формой обучения: очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование.

•     Определить список конкретных образовательных учреждений. А затем посетить их и пообщаться с администрацией и педагогами.

•     После этого следует ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

•     Определить и оценить недостатки: шаговая, физическая и транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы друг ого характера.

•     Вам нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы получить заключение. В нем будет содержаться информация о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и психическом развитии, отклонениях в поведении. Будет указано, есть ли необходимость в создании особенных условий для получения ребенком образования и т.д.

•     Затем при необходимости завершить оформление или переоформление индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) с учетом заключений ПМПК. Важно отметить, что рекомендации ПМПК как и ИПРА являются для ребенка и его законного представителя необязательными и от их исполнения можно отказаться как в части, так и в целом. При этом для образовательных учреждений рекомендации ИПРА обязательны к исполнению.

•     После этого можно писать заявление о принятии ребенка в школу, приложив копии необходимых документов.

 

Что делать, если ребенка-инвалида не хотят брать в общеобразовательную школу

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только если в ней уже нет свободных мест.

За исключением двух случаев. Во-первых, если школа предусматривает углубленное изучение отдельных предметов или профильное обучение, и потенциальный ученик не прошел индивидуальный отбор. Во-вторых, если в ней реализуется дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области физической культуры и спорта, или среднее профессиональное образование в области искусств.

Если мест в школе действительно не осталось и Вам отказывают по этой причине, Вы можете обратиться в Лежневский районный отдел образования (п.Лежнево, ул. Октябрьская, д. 32, каб. 79). 

 

ОГКОУ "Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения" 

Кинешемский технологический техникум-интернат 

 

 

 

 

Дата создания: 17-11-2021
Дата последнего изменения: 17-11-2021
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: